60-е годы прошлого века стали поистине «золотым» десятилетием советского кинопроката. Телевидение тогда стояло у истоков своего развития, телевизионные приёмники ещё не были привычным атрибутом советского быта. В городских кинотеатрах, в сельских клубах или на открытых площадках (летние кинотеатры, парки, полевые станы, пионерские лагеря, отдалённые деревни) при помощи мобильных киноустановок осуществлялся прокат советских фильмов и кинолент зарубежных стран.
Статистика тех лет рапортовала о 4 млрд. зрителей, т.е. каждый житель СССР усаживался перед большим экраном 20 раз в год. Киноиндустрия большой страны в год выдавала до 150 фильмов, около 100 кинолент закупались за рубежом. В «золотой период» советского кинопроката наиболее популярны на больших экранах были такие фильмы, как «Свадьба в Малиновке», «Бриллиантовая рука», «Человек-амфибия». Но безусловными лидерами по кассовым сборам считались индийские фильмы, окупающиеся за 3-4 дня проката.
Цензуре подвластны все
Содержание советских фильмов контролировалось с момента утверждения сценария до финишного просмотра готового фильма. Чиновники, далёкие от искусства, часто решали творческую судьбу отдельного человека или целого коллектива. Режиссёр фильма оказывался между молотом и наковальней: в случае несогласия с выводами комиссии и отказа корректировать работу перечёркивался огромный труд всей творческой группы. На одной чаше весов оказывались творческое видение, идеи автора, на другой – «голодный бунт» коллектива.
Методы «творческого соучастия» партийных органов и чиновников от искусства (финансирование, урезание бюджета, вызовы на ковёр, давление на режиссёра и др.) действовали только на советские фильмы; иностранные кинокартины проходили «экзекуцию ножницами» перед прокатом. Нещадно вырезалось, всё, что на взгляд цензора, могло навредить советской идеологии. Его не заботили вопросы целостности произведения и художественной значимости каждого кадра. Чик ножницами – и фильм лишался целых эпизодов! При этом зачастую страдали и сюжет, и эстетика, зато советский зритель был защищён от «пошлостей загнивающего Запада». Даже так называемые «трофейные фильмы» предварительно подвергались цензуре: менялись субтитры, монтировались кадры, но чаще такая лента отправлялась в архив. Из всей мировой кинопродукции только индийские мелодрамы имели шанс дойти до советского зрителя в первозданном виде.
Индийские «сладости» и немного «французских деликатесов» на большом экране СССР
Знаменитый «Бродяга» Раджа Капура проложил дорогу от Болливуда до сердец советского зрителя. Фестиваль индийского кино в Москве (1954г.) стал отправной точкой для победного шествия индийского кино по бескрайним кинопросторам Советского Союза. Сам основатель актёрской династии Капуров признавался, что благодаря многомиллионной советской аудитории члены его талантливой семьи стали богатыми и знаменитыми.
Фильмы экзотической Индии кинозрители Советского Союза любили больше, чем американскую кинопродукцию. Выраженная эмоциональность, своеобразное проявление чувств, присущие индийской культуре, были совсем не похожи на советские культурные традиции. Но кинотеатры были переполнены, фильмы демонстрировались по несколько сеансов в день, зритель с заранее заготовленным «платочком для слёз» ломился в кинозал.
Феномен популярности фильмов «Бродяга», «Господин 420», «Сезон дождей», «Мазандаранский тигр», «Зита и Гита», «Месть и закон», легко объясним. Индийские фильмы давали возможность окунуться в яркий мир вечной сказки, что разительно отличалось от повседневной жизни советского человека. Красивые наряды, богатые особняки, завораживающие пейзажи, песни, танцы, обязательный хэппи-энд выполняли компенсаторную функцию, чем умело пользовались партия и правительство.
Борьба бедного индуса из низшей касты против олигарха заключалась в стремлении соединиться узами брака с богатым отпрыском. Фильмы рассказывали о разлуке близнецов в младенчестве, долгих перипетиях жизни, неожиданных встречах родственников. Зритель не обращал внимания на нереальность событий, нарушения законов физики в эффектных экранных драках, множество киноляпов, гипертрофированность чувств и прощал актёрам явную наигранность. Индийская мелодрама была для советского обывателя настоящим сеансом психотерапии. Фильмы Болливуда не вызывали тревоги у советских идеологов, потому что в них не было и намёка на идеологическое влияние. Вопросы запретной эротики на экране тоже отсутствовали. Единственной вольностью индийского кино тех времён было мокрое сари, сквозь которое просматривалось женское тело.
Весёлые, задорные, остроумные французские комедии о незадачливых полицейских; о высоком блондине в чёрном ботинке с неподражаемыми Пьером Ришаром и Жераром Депардье; мелодрамы с кумиром советских женщин Аленом Делоном; вестерн «Зорро» (Италия-Франция), приключенческий фильм «Чёрный тюльпан» и другая известная всему миру французская кинопродукция пришли на советский экран в 70-е годы. «Закордонные» фильмы собирали огромные очереди, аншлаги в кинозалах приносили немалые кассовые сборы. Наживались на прокате французских лент и вездесущие спекулянты, перепродавая билеты втридорога, особенно на фильмы с возрастным ограничением.
Похожие статьи:
80-е годы прошлого столетия, пожалуй, самые «плодовитые» во всей истории советского кино. В славной плеяде талантливых режиссёров и актёров появилось множество новых имён, а жанровое разнообразие – от комедий до фильмов-катастроф – и широкая тематика игровых и документальных фильмов позволило выйти советскому кинематографу на мировой уровень.
... | Началом эры кино в России считается 1896 год. Именно в этом году на экранах отечественных кинотеатров были показаны картины братьев Люмьер. ... |
Более 50 лет прошло с момента выхода на экраны комедии «Девчата», но до сих пор этот фильм смотрят с огромным удовольствием и старики, и молодёжь. Хотя советские критики недовольно бурчали, что картина получилась слишком бытовая, а режиссёр чрезмерно зациклился на переживаниях героев, публика восприняла фильм на ура. «Девчата» полюбились не только нашим зрителям, но и иностранцам – незамысловатая история любви была отмечена на кинофестивалях в Каннах, Эдинбурге и в... | Не секрет, что дети действительно хотят знать всё. Они с любопытством изучают вещи, которые их окружают, природные явления, людей и животных, донимая взрослых тысячами «Почему?» Не зря же малышей ласково называют «почемучками»: именно так маленькие человечки познают мир – ежеминутно задавая вопросы взрослым. Порой эти вопросы настолько неожиданные и сложные, что даже эрудированные родители не в состоянии правильно на них ответить. Именно поэтому, в помощь взрослым и на... |
«Джентльмены удачи» – одно из лучших творений советского кинематографа. Героев этой вечной комедии сегодня знает практически каждый, а жизненные цитаты Хмыря, Доцента и Косого навсегда вошли в лексикон советского гражданина. Сам фильм помнит каждый из нас от первого и до последнего кадра, а реплики героев давно гуляют в народе. Но наверняка вам будет любопытно познакомиться с интересными фактами о «Джентльменах удачи», узнать о подробностях создания этого замечательного фильма... |