«Тачанка»
15 июля 2020 - Леонид
Ты лети с дороги, птица,
зверь, с дороги уходи!
Видишь, облако клубится,
кони мчатся впереди!
И с налета, с поворота
по цепи врагов густой
застрочит из пулемета
пулеметчик молодой...
Что подвигло поэта Михаила Рудермана написать в 1936 году эти стихи? Принято считать, что толчком к написанию стихов о тачанке послужила картина художника-баталиста Митрофана Грекова «Тачанка (Выезд на позиции)», написанная в 1933 году. Мол, поэт ее случайно узрел, и она, надо полагать, всколыхнула его подростковые воспоминания, когда в 1919 он увидел в Харькове красную конницу с лихо мчавшимися по улице тачанками.
Эх, тачанка-ростовчанка,
наша гордость и краса,
конармейская тачанка, –
все четыре колеса!
В 1936 году стихотворение было опубликовано в газете «Правда». Несколько композиторов попробовали превратить стихи в песню, да неудачно. Получилось у Константина Листова, композитора, прочитавшего стихи в 1937 году либо в сборнике «Песни страны советов» издательства «Художественная литература», либо в книжке самого Михаила Рудермана «Песня о тачанке. Стихи 1934-1936 гг. издательства «Советский писатель».
Со слов Константина Листова, музыку он написал «мгновенно... и понес ее в Краснознаменный ансамбль. Александру Васильевичу Александрову песня про тачанку так понравилась, что он тут же сказал:
– Ее запоют все.
Художественный руководитель и главный дирижер Ансамбля красноармейской песни оказался прав: после премьеры песни 18 декабря 1937 года в Большом зале Московской консерватории, где публика несмолкаемыми аплодисментами заставила ансамбль трижды повторить песню, ее запела вся страна. Ее пели в армии, ее пела молодежь, ее пели народные ансамбли; песня звучала на парадах и демонстрациях.
Эх, за Волгой и за Доном
мчался степью золотой
загорелый, запыленный
пулеметчик молодой.
И неслась неудержимо
с гривой рыжего коня
грива ветра, грива дыма,
грива бури и огня.
Эх, тачанка-киевлянка,
наша гордость и краса,
комсомольская тачанка, –
все четыре колеса!
А получилась песня потому, что сам Константин Яковлевич был участником Гражданкой войны и воевал на Царицынском фронте рядовым тридцать второго пулеметного полка Рабоче-крестьянской Красной армии. И о тачанках знал не понаслышке. К тому же у автора песен «В парке Чаир», «Гренада», «Если любишь», знаменитой «В землянке», а много позже и автора «Севастопольского вальса» (который «помнят все моряки»), что неподражаемо исполнял Георг Отс, просто не могло не получиться или получиться плохо. Причем проникновение в атмосферу той эпохи было без всякого преувеличения стопроцентное.
По земле грохочут танки,
самолеты петли вьют.
О буденновской тачанке
в небе летчики поют.
И врагу доныне снится
дождь свинцовый и густой,
боевая колесница,
пулеметчик молодой.
Эх, тачанка-полтавчанка,
наша гордость и краса,
пулеметная тачанка, –
все четыре колеса!
Кто только не пел «Тачанку»!
Конечно, классическое звучание песни выдает только ансамбль под управлением А. В. Александрова. В довоенном варианте.
Естественно, «Тачанку» взял в свой репертуар Леонид Утесов. И спел после длиннющего вступления с речитативом и с совершенно ненужными здесь джазовыми нотками (ну, а куда, мол, без них!). Я люблю Утесова, но исполнение им «Тачанки» мне не очень понравилось...
Почти полвека назад «Тачанку» спел вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары». Спели неплохо, но, как мне показалось, без души. И голоса вокалистов не совсем подходили для этой песни.
Тачанку пела даже эмигрантка Юлия Запольская, бывшая советская певица и актриса; голос славный, однако не без эмигрантских выкрутасов, причем тачанка у нее всегда «киевлянка».
«Тачанку» поет русско-австрийский баритон Борис Рубашкин, но акцент все портит. А у Чижа песня получилась приблатненной и, кажется, это нарочно.
Екатерина Хамуева поет «тачанка-растачанка», словно ни разу не читала стихи Рудермана. И уж совсем ни к чему в этой песне ее частушечные голосовые выверты.
Неплохо поет «Тачанку» белорусская певица Ирина Дорофеева. Но ритм песни до того убыстрен, что еще немного, и будет совсем такое звучание, как в песенке, что в мультфильме про Гулливера и лилипутов, помните?
Моя лилипуточка, приди ко мне,
побудем минуточку наедине...
Мне нравится, как поет «Тачанку» Ренат Ибрагимов. Когда с армейским хором...
А вам?
Похожие статьи:
"Вставай, страна огромная..."В разделе - Любимые песниСначала появились стихи...
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
... | Ой, мороз, морозВ разделе - Любимые песниБесспорно, что эта песня в своей основе – народная. И как в случае с песней "Вот кто-то с горочки спустился", вероятно, существовал похожий напев, начинающийся словами "ой, мороз, мороз не морозь меня". Подобный напев существовал на Урале, Сибири, Алтае, на Дону... Слова только были разные: то про разбойника с большой дороги, то про жену, зарезавшую своего мужа.... |
По полю танки грохоталиВ разделе - Любимые песниЭту песню я впервые услышал, будучи школьником, лет в восемь-десять. Ее пел друг отца, фронтовик, в голове которого засел осколок, который не смог извлечь хирург полевого госпиталя. У моего отца на праздники собирались друзья. И как водится, пели застольные песни. «По полю танки грохотали» была одна их них.
... | «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» — одна из первых советских рок-опер и первое произведение композитора Алексея Рыбникова, написанное в этом жанре. Инициатором его создания стал режиссёр столичного театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров, которому давно рекомендовали постановку идейного спектакля. ... |
«Юнона» и «Авось» – так назывались два парусника, на которых экспедиция русского государственного деятеля и путешественника Николая Петровича Резанова в 1806 году отправилась к берегам Калифорнии. «Юнона и Авось» – так в 1970 году назвал свою новую поэму Андрей Вознесенский, в которой поведал удивительную историю любви 42-летнего графа Резанова и 16-летней Кончиты Аргуэльо, дочери коменданта Сан-Франциско. «Юнона и Авось» – такое название носит самая известная советская рок-опера Алексея... | Марш «Прощание славянки»: история созданияВ разделе - Советская музыка: жанры, композиторы, исполнителиЛегендарный марш «Прощание славянки» с более чем вековой историей – один из главных музыкальных символов Советского Союза и России. По первым мощным аккордам духового оркестра его узнают во всём мире.
... |
Старый кленВ разделе - Любимые песниЭта песня последнее время часто приходит мне на память. Наверное, потому, что осень. И за окном, и в жизни. Возраст, знаете ли...
Старый клен, старый клен,
старый клен стучит в стекло,
приглашая нас с друзьями на... | «Я тебя никогда не забуду»: «Разлука», «Сага», «Романс»В разделе - Советская музыка: жанры, композиторы, исполнителиЛюбое художественное произведение после того как автор поставил последнюю точку, начинает жить собственной жизнью. Не зря их создатели называют свои творения детищами: выносили, выстрадали, родили в муках – живи! Но иногда одно и то же произведение по странному стечению обстоятельств получает не одну, а несколько жизней. Причем эти жизни никак между собой не пересекаются. Такие уникальные явления всегда интересны, неудивительно, что они порой вызывают бурные споры на тему «что... |
Появление песни «Вот кто-то с горочки спустился» окутано различными мнениями и даже спорами. Кто-то утверждает, что песня «выросла» из украинского народного романса 19 века «В саду осіннім айстри білі».
Имеются воспоминания, что еще до Великой Отечественной войны существовал вариант песни, в которой были слова про неверного мужа, который бросает жену с ребятенком и уезжает в... | «Юнона и Авось»: 35 лет плаванияВ разделе - Советский театрК удивлению авторов рок-оперы, с цензурой проблем не было. Но и способствовать успеху спектакля власти не собирались. Несмотря на бешеный успех у зрителей, чиновники от искусства всячески препятствовали популяризации спектакля: создавали препоны с гастролями даже внутри страны, не говоря уже о показе на зарубежных площадках.
... |
Теги: советская музыка, любимые песни
Рейтинг: +1
Голосов: 1
1337 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |