Развитие советской песни в 70-е годы

28 апреля 2015 - Администратор
article164.jpg

В этот период происходит дальнейшая индивидуализация и психологизация песни, начатая в 60-е гг. Все больше уделяется внимания отношениям «личность и окружающий мир», роль интеллектуального начала усиливается, делается акцент на неразрывности связи прошлого и настоящего, формировании будущего в настоящем. Тема памяти очень актуальна и продолжает подниматься в песнях-воспоминаниях в Великой Отечественной войне. Осознание ценности Родины находит воплощение в лирических монологах. В этот период активно формируются вокально-инструментальные ансамбли.

 

 

 

Связь времен и идеалов

 

В песенном творчестве этих лет особое значение придается времени, в текстах часто упоминаются слова «поколение», «память». Широко освещается проблематика нравственности. Новые образы тесно связаны с прошлым, освещаются через призму революции, гражданской и отечественной войн: «Товарищ», «Погоня», «И вновь продолжается бой», «Горячий снег», «День Победы». Идеалы, характерные для периода революции, вновь становятся актуальными, переосмысливаются и находят выражение в новых формах и жанрах. Развиваются песни-монологи, баллады. Их герой – переосмысленный собирательный образ революционера. Главные качества, которым уделяется особое внимание, — долг, отвага, мужество. Музыке свойственны экспрессия и динамичность.


 

Время – герой новой песни

 

Лирические песни 70-хСама песня тоже становится неким образом. Монолог «Товарищ Песня» И. Шамо на слова Р. Рождественского отразил восприятие песни как духовного стержня, опоры в минуты сомнений и страхов. «Товарищ Песня» начинается с фрагмента исполненной лиризма баллады «Там, вдали за рекой», что должно связать разные периоды истории и разные поколения советских людей. Монолог взывает к памяти, а образ песни как товарища позволяет подчеркнуть нескончаемость борьбы за правду и гуманистические идеалы. Песня напоминает, что каждое персональное решение, принятое на каждом этапе развития истории, влияет на дальнейший ход исторических событий. Абстрактные образы песни, памяти и времени становятся действующими лицами в новых музыкальных произведениях, иногда – главными: «Баллада о времени» («Есть только миг между прошлым и будущим»), «Память».


 

Песни о сверстниках, молодости и любви

 

В 70-е годы продолжает развитие песенное творчество о сверстниках, появившееся еще в 50-е годы («Школьный вальс»). Эти песни – своеобразный отчет о становлении, грусть и воспоминания о молодости, уверенность в том, что душа остается юной. В них подчеркнута неизбежность взросления и гордость за себя и сверстников, реализовавших мечты юности: «Обычная история», «Молодо-зелено», «Как молоды мы были», «Знаете, каким он парнем был» (произведение посвящено Юрию Гагарину). Любовная лирика пополняется такими талантливыми сочинениями: «Не отрекаются, любя», «Эхо любви», «Ты снишься мне», «Мольба», «Любовь останется», «Черемуха», «Я не знаю».


 

ВИА 70-х

 

ВИА ПеснярыИменно в 70-х годах в СССР начался настоящий ВИА-бум. Вокально-инструментальные ансамбли рождались буквально ежедневно. Это были и профессиональные коллективы, среди которых – легендарные «Песняры», «Веселые ребята», «Лейся, песня», «Пламя», «Цветы», «Рецитал», «Поющие гитары» и многие другие популярнейшие группы, которые молодёжь 70-х просто обожала. Кстати, из их состава впоследствии вышли такие знаменитости, как Алла Пугачёва, Юрий Антонов, Вячеслав Малежик, Александр Буйнов, Стас Намин, Леонид Борткевич и множество других любимцев советской эстрады.

 

Тогда же, в конце 70-х, появились и первые советские полулегальные рок-группы: «Машина времени», «Воскресенье», «Алиса», «Кино», «Аквариум», «ДДТ», «Скоморохи», «Автограф». Их первые произведения были либо каверами популярных западных хитов, либо подражанием «Битлз» и другим родоначальникам рок-музыки. Отличительной чертой русского рока стали тексты философского или протестного содержания. Разумеется, официальным органам культуры такая гражданская позиция отечественных рокеров не нравилась, поэтому путь советских рок-групп на большую сцену был тернистым, практически на грани фола. Однако каждый их концерт сопровождался полным Советский рок 70-ханшлагом, а достать билеты было невозможно уже за месяц-другой до концерта.

 

Как грибы после дождя, росли и самодеятельные рок-коллективы которые исполняли, преимущественно, то, что пели их старшие кумиры. Реже самодеятельные рокеры удивляли слушателей песнями собственного сочинения. Репетировали они тоже полулегально: в подвалах, гаражах, иногда – на квартире у кого-либо из участников, чем вызывали справедливое недовольство соседей, ибо музыка, которую они исполняли, буквально «била по ушам». Правда, пробиться на большую сцену из них удалось лишь единицам – основная масса самодеятельных рок-групп 70-х бесследно канула в Лету.


 

 

 

 

Похожие статьи:

Массовая песня, зародившаяся в 20-е годы, получила стимул к развитию в 30-е, поскольку отображала культурные запросы трудящихся. Композиторы внимательно прислушивались к музыкальному быту, переосмысливали творчество предыдущих лет и создавали яркие новые сочинения. Именно в это время появляются заметные произведения композиторов-классиков — Покрассов, М. Блантера, В. Захарова, И. Дунаевского. Популяризовались тексты М. Светлова, В. Гусева, М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача. ...
В это время рождается и сама массовая песня, и её определение. На тот момент понятие называло уже существующий жанр – рабочие песни. Позже его значение трансформировалось и стало обозначать произведения, в которых героизировалась борьба за создание новой страны. Массовая песня как жанр складывалась под влиянием настроений революционной борьбы. Песни 20-х годов несли на себе заметный отпечаток творчества предыдущих лет революции, сохраняли лозунговый стиль, но постепенно менялись темы, сюжеты и герои. В...
Сам военный период относительно невелик по протяжённости, но очень богат событиями. Эмоции, сопровождавшие эти события, нашли свое отображение в военной песне, ставшей духовной поддержкой в сложное время. Песенное творчество отразило воспоминания о мирной жизни, готовность защищать Родину до последнего дыхания, веру в победу советского народа. В песнях этих лет звучала суровая жизнь на фронте и в тылу, мечты и чаяния людей.      ...
Песня вдохновляет, пробуждает историческую память и просто улучшает настроение. Она была и остается наиболее гибким видом музыкального искусства. Именно песня первой фиксирует эмоциональный отклик людей на события. Пылкие слова в сочетании с музыкой рождают многогранные образы, передают чувства и зачастую становятся решающим фактором в формировании общественного мнения о том или ином событии. Какие песни пели в советские времена? О чем вспоминали и мечтали?  ...
Бурные 1918-1920 годы – это период братоубийственной гражданской войны. Настроения людей, воодушевленных новыми идеями, нашли свое отражение в песнетворчестве. С этим неспокойным периодом и связывают начало развития советской песни. Дооктябрьские гимны получили широкое распространение и заметно повлияли на развитие культуры. «Вы жертвою пали», «Смело, товарищи, в ногу» и многие подобные произведения возникли из прошлого – революционных лет.   ...
Рейтинг: 0 Голосов: 0 9328 просмотров
Комментарии (7)
Алиса # 2 июля 2015 в 02:41 0
В семидесятые рокеры, стоявшие в оппозиции к советской власти, звучали куда интереснее, чем сегодня. Вспомнить хотя бы "Машину времени", какие чудесные песни создал тогда Макаревич: "Марионетки", "Снег", "Ты или я".
Олег # 30 сентября 2015 в 19:18 0
Помню-помню: покупаешь недорогую кассету с Песнярами - ради кассеты и тут же переписываешь на нее Аквариум! :) Хотя сейчас, не скажу, что специально, но если попадает, то Песняры нормально "на ухо" ложатся. Опять же как ни крути, а часть истории нашей!
0 # 30 октября 2015 в 01:02 +1
Не забывайте про Валерия Ободзинского. Его "Восточная песня" была популярна в 70-е, как никакая другая.
Виктор Леонов # 11 декабря 2015 в 07:51 0
На 70-ые пришлась молодость родителей и мое детство. Тогда было много хороших песен и исполнителей, вспоминаем их с удовольствием.
Альберт # 18 января 2016 в 23:39 0
В 70 - е стремительно развилось ещё одно направление - блатной шансон.Нет, конечно же он был и ранее, но такого количества " хитов " и " звёзд " до сей поры не было.Были, действительно, трогающие душу песни, но большей частью с кассет мы слышали низкопробную похабщину.Удивительный парадокс вкусов господствовал в тогдашнем обществе,впрочем, сегодня ...ну,это другая тема
Сергей # 19 апреля 2017 в 12:52 0
"Песняры" 70-х - это необыкновенное явление. Уникальный талант Владимира Мулявина создал неповторимый ансамбль. До "Песняров", как они звучали в те годы, не смог подняться никто, а их обработки белорусской народной музыки могут служить образцом и сейчас. "Вероника" в исполнении Борткевича до сих пор трогает, сколько бы не слушал.
Наталия # 1 ноября 2017 в 11:04 0
Действительно, был настоящий бум ВИА - в каждой школе и клубе создавались свои ансамбли. Сколько молодежи увлекалось этим. У нас в городе до сих пор иногда выступают "старички", которые начинали в 70-х. Всегда хожу на их концерты.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Яндекс.Метрика