Леонид Утесов – скульптор советского джаза

29 декабря 2015 - Администратор
article309.jpg

Лазарь Иосифович Вайсбейн – вы слышали когда-нибудь это имя? Вряд ли. А имя Леонида Осиповича Утесова вам о чем-нибудь говорит? Знаменитое имя, легендарное, правда? Но – ненастоящее: этот звучный псевдоним талантливый еврейский юноша Лазарь Вайсбейн выбрал в качестве сценического имени. А сцена в его жизни появилась, когда ему было 20 лет – и с тех пор уже не отпускала.

 

 

Молодой артист леонид УтесовПосле окончания школы юноша по настоянию родителей поступил в одесское коммерческое училища Файга, но за ненадлежащую успеваемость в 1909 году его отчислили – к печали родителей и великой радости нерадивого ученика. В поисках заработка он начал заниматься тем, что любил и умел с детства – выступлением перед публикой. Трудовая деятельность будущей звезды советской эстрады, театра и кино началась в бродячем цирке, где он работал гимнастом.

В 1912 году Лазарь Вайсбейн, выучившись играть на скрипке, поступил на службу в Кременчугский театр миниатюр. Именно в это время он и взял себе псевдоним, который и стал его пожизненной визитной карточкой. С 1913 года играл в различных театрах, в т. ч. в Большом и Малом Решельевском, в Херсонском театре миниатюр. После победы в БССР на Гомельском конкурсе лучших куплетистов Леонид Утесов организовал в Москве эстрадный оркестр.

Дебют в кино произошел в 1919 году, когда Утесов исполнил роль адвоката в картине «Лейтенант Шмидт – борец за свободу». Затем последовали еще две картины: «Карьера Спирьки Шпандыря» и «Чужие».


С джазом по жизни

В 1928 году Утесов посетил туристом столицу Франции. Именно в Париже он впервые услышал настоящий американский джаз, в который он практически сразу влюбился. Эта поездка настолько очаровала и покорила его, что не могла не отразиться на его творчестве. Весной 1929 года в Ленинграде состоялось дебютное выступление театрализованного джазового коллектива «Теа-джаз», вдохновителем и руководителем которого стал молодой малоизвестный артист  Леонид Утесов. Уникальный коллектив явил совершенно новый эстрадный жанр, в котором лидер удивительно гармонично совмещал конферанс и мастерство управления оркестром, танцы и пение, игру на скрипке и чтение стихов. Это было ново, необычно, притягательно и очень весело!

В первый период работы в джазовом направлении у Утесова неожиданно проявляется интерес к «блатному» фольклору. Во время выступлений «Теа-джаза» часто звучат песни из так называемого воровского репертуара, что было воспринято массовым зрителем довольно прохладно. Успех коллектива стал возможен лишь благодаря удачному джазовому, часто комическому и даже гротескному, обыгрыванию любимых публикой классических произведений.

кадр из фильма Веселые ребятаВ 1934 году коллектив оркестра, что называется, «проснулся знаменитым». Леонид Утесов и коллектив «Теа-джаза» в одночасье стал известен на весь Советский Союз благодаря вышедшей на экраны музыкальной комедии «Веселые ребята», в которой участники оркестра снялись в полном составе. Настроение картины определяли стихи и песни, которые моментально стали популярными, причем не только в СССР. К примеру, «Марш веселых ребят» был использован при закрытии Конгресса мира и дружбы в Лондоне.

В 1937 году коллективом «Теа-джаза» была представлена новая музыкальная программа «Песни моей Родины», состоявшая из двух отделений. Первая часть включала песни, посвященные гражданской войне, а в состав второй вошли лирические и комедийные песни.

В 1938 году в свет выходит спектакль Утесова «Два корабля». В нем впервые прозвучали песни «Раскинулось море широко», «Моряки», «Варяг», добавившие популярности и без того обожаемому артисту.

В 1939 году Утесов завершил автобиографическую книгу «Записки актера». В этом же году он сыграл роль директора кардиоцентра в спектакле «Много шума из тишины». В нем были исполнены песни «Тайна» и «Му-му», которые тоже практически сразу обрели всенародную популярность. Вплоть до начала Великой Отечественной войны Л. Утесов продолжал активную концертную деятельность: пел, дирижировал, играл в киноконцерте «Пароход».


Военные годы

оркестр Утесова 9 мая 1945 годаНачало войны просто не могло не коснуться творчества мастера. Он создал программу «Бей врага», которая должна была поддержать защитников Родины. Только в 1941 году состоялось более двухсот концертов утесовского оркестра. Они проходили на заводах, в армии и на военных кораблях. В программу были включены популярные в то время песни «В землянке», «Жди меня», «Темная ночь», «Одессит Мишка», а также множество частушек антифашистского содержания.

В 1942 года Леонид Утесов получает звание заслуженного артиста РСФСР.

Второй военной программой стала «Напевая, шутя и играя». В ней звучали песни «Пароход», «Прощание», «Два друга», «Десять дочерей» и другие известные произведения военных лет.

В 1944 году оркестр Утесова представил новую джазовую программу «Салют». В нее вошли как старые, так и новые песни, а также множество лирических и сатирических эстрадных постановок.

9 мая 1945 года, в день окончания войны, Госджаз РСФСР под управлением Леонида Утесова (такое название в то время стал носить созданный маэстро «Тео-джаз») выступил с праздничным концертом на столичной площади Свердлова. Голос победного джаза звучал в унисон с народным ликованием – это было потрясающе!

 

Послевоенное творчество


В 1947 году в свет вышла в свет оркестровая фантазия «Москва», которая была посвящена 800-летнему юбилею столицы. В финале этого произведения впервые прозвучала песня «Дорогие мои москвичи!», ставшая впоследствии одной из музыкальных визитных карточек столицы СССР.

Сатира на международные темы нашла свое отражение в программе «Музыка толстых», которая вышла в 1952 году. А уже через два года появился новый эстрадный спектакль «Серебряная свадьба», его выход был посвящен 25-летию оркестра Леонида Утесова. В нем прославленный маэстро исполнил одну из последних песен Исаака Дунаевского «Я песне отдал все сполна», которая позже прозвучала в фильме «Веселые звезды».

Весной 1960 года на сцене Московского театра зритель увидел новую эстрадную программу «Тридцать лет спустя». Помимо привычного репертуара знаменитым оркестром были исполнены мировые классические произведения, а также пародийные номера, особенно полюбившиеся советскому зрителю. Особенно популярной в то время стала музыкальная пародия «Эволюция западного танца».

В 1965 году уже известному и любимому в Советском Союзе Леониду Осиповичу Утесову, мэтру отечественного джаза, присваивают звание народного артиста СССР. Именно он стал первым артистом советской эстрады, который удостоился столь высокого звания.

 

«Когда проходит молодость…»


Леонид Осипович УтесовВ 1966 году во время концерта в ЦДСА артист резко почувствовал себя нехорошо. После этого случая им было принято решение покинуть сцену. Несмотря на это, Леонид Утесов не оставил творческую деятельность. Так, благодаря его писательскому таланту свет увидела книга «Спасибо, сердце!». Хотя в последние годы Утесов уже не пел, но продолжал дирижировать на концертах, руководил оркестром на гастролях, часто принимал участие в различных телевизионных передачах. Последнее публичное выступление мастера состоялось в 1981 году.

На протяжении всей своей творческой деятельности Леонид Осипович постоянно становился объектом критики музыкальных светил, которые считали его безголосым выскочкой, пропагандистом западной культуры, чуждой советскому гражданину. Все эти нападки Утесов не принимал близко к сердцу. Да и как можно было принимать всерьез маразматический лозунг «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!», и уж тем более, примеривать его на музыканта, который всю войну прошел рядом с солдатами! А на упреки в отсутствии певческого голоса мудрый маэстро с улыбкой отвечал: «Я пою не голосом – я пою сердцем!»

 

 

 

Похожие статьи:

Легендарный марш «Прощание славянки» с более чем вековой историей – один из главных музыкальных символов Советского Союза и России. По первым мощным аккордам духового оркестра его узнают во всём мире.    ...
Любое художественное произведение после того как автор поставил последнюю точку, начинает жить собственной жизнью. Не зря их создатели называют свои творения детищами: выносили, выстрадали, родили в муках – живи! Но иногда одно и то же произведение по странному стечению обстоятельств получает не одну, а несколько жизней. Причем эти жизни никак между собой не пересекаются. Такие уникальные явления всегда интересны, неудивительно, что они порой вызывают бурные споры на тему «что...
К удивлению авторов рок-оперы, с цензурой проблем не было. Но и способствовать успеху спектакля власти не собирались. Несмотря на бешеный успех у зрителей, чиновники от искусства всячески препятствовали популяризации спектакля: создавали препоны с гастролями даже внутри страны, не говоря уже о показе на зарубежных площадках.    ...
«Юнона» и «Авось» – так назывались два парусника, на которых экспедиция русского государственного деятеля и путешественника Николая Петровича Резанова в 1806 году отправилась к берегам Калифорнии. «Юнона и Авось» – так в 1970 году назвал свою новую поэму Андрей Вознесенский, в которой поведал удивительную историю любви 42-летнего графа Резанова и 16-летней Кончиты Аргуэльо, дочери коменданта Сан-Франциско. «Юнона и Авось» – такое название носит самая известная советская рок-опера Алексея...
«Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» — одна из первых советских рок-опер и первое произведение композитора Алексея Рыбникова, написанное в этом жанре. Инициатором его создания стал режиссёр столичного театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров, которому давно рекомендовали постановку идейного спектакля.   ...
Рейтинг: +1 Голосов: 1 4006 просмотров
Комментарии (6)
Леонид # 29 декабря 2015 в 22:25 +1
С одескава кичмана
бежали два уркана-а,
бежали два уркана тай на во-во-во-о-о-олю-лю.
В Вапняравской мали-ине ани аста-навились,
ани астанавились отдыхну-уть...
Игорь # 30 декабря 2015 в 09:08 +1
Интересно, что в 20-х годах советские люди могли свободно совершать вояжи в Париж (причем со всей семьей). В 30-х или даже в 80-х представить себе такую "халяву" невозможно.
Кристина # 19 февраля 2016 в 14:31 0
Я смотрела многосерийный художественный фильм "Утёсов" о жизни и творческом пути музыканта. Он был очень талантливым артистом и яркой личностью.
Андрей # 12 марта 2017 в 23:02 0
Замечательный певец и артист. Причем, именно эти два направления в связке, играли на руку его популярности. Сомнительно, чтобы он достиг таких высот своей знаменитости, если бы шел каким-то из этих путей в отдельности. Но в любом случае, такой артист нужен был стране в то время. Простой парень, с понятными всем песнями.
Татьяна # 28 ноября 2018 в 13:30 0
Певец и артист никакой.Музыка, им исполняемая ,к джазу не имеет никакого отношения.
Администратор # 28 ноября 2018 в 16:18 +1
А вы, видимо, так "хорошо" разбираетесь в тонкостях музыкальных жанров, что не видите типичных признаков классического джаза в композициях Утесова.
Впрочем, популярность артистам приносят не отдельные личности, а массы. Так что вы имеете полное право на личное мнение, которое никоим образом не влияет на отношение народа к Утесову.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев
Яндекс.Метрика