20-е годы в истории формирования советской песни

22 марта 2015 - irina-jakuschenko
article146.jpg

В это время рождается и сама массовая песня, и её определение. На тот момент понятие называло уже существующий жанр – рабочие песни. Позже его значение трансформировалось и стало обозначать произведения, в которых героизировалась борьба за создание новой страны. Массовая песня как жанр складывалась под влиянием настроений революционной борьбы. Песни 20-х годов несли на себе заметный отпечаток творчества предыдущих лет революции, сохраняли лозунговый стиль, но постепенно менялись темы, сюжеты и герои. В новых сочинениях воспевали молодую державу и выражали готовность её защищать. Главным героем стал собирательный образ молодёжи.

 

 

 

Истоки советских песен 20-х годов

 

Одними из самых ярких примеров массовой песни являются «Наш паровоз», «Молодая гвардия», «Комсофлотская». Первая – результат коллективного творчества молодых комсомольцев, работавших в Киевских железнодорожных мастерских. Конкретных авторов музыки и слов установить не удалось. Автор слов «Молодой гвардии», «Комсофлотской» — А. Безыменский. Все эти произведения написаны на уже известные мелодии. Так, музыка для «Молодой гвардии» — это давний гимн. Частично он вошёл в музыку Бетховена. Это произведение возрождалось не раз в немецких сочинениях.

 

В новой форме вернулась опера Гуно «Фауст». Звучавший в ней «Марш солдат» дал жизнь известнейшему произведению «Взвейтесь кострами, синие ночи». Создание этого гимна пионерии в 1922 году было приурочено к торжественному основанию организации. Текст написал А. Жаров, музыку — С. Кайдан. Мелодия из «Фауста» переосмыслена и очень отличается от «оригинала». В других сочинениях 20-х годов авторы также не раз использовали переосмысленные напевы, написанные ранее. Особенно часто композиторы возвращались к «Марсельезе». Её мотивы звучат в «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», «По долинам и по взгорьям» многих других новых песнях.

 

В это же время романтизируется гражданская война, появляются песни, которые можно ошибочно отнести к более ранним годам. Они в форме сюжетных лирических баллад возвращают слушателей в недавнее бурное прошлое. К таким произведениям можно отнести «Там, вдали за рекой». Стихи написал Н. Кооль на основе известного сочинения «Лишь только в Сибири займется заря». Также в этой песне звучат вальсовые мотивы, заимствованные из «Крутится, вертится шар голубой». Новая комсомольская баллада хорошо демонстрирует изменения, происходившие в лирических песнях.

 

Композиторская группа «Проколл»

 

Появился «Производственный коллектив» в 1925 году. Именно в этой группе и возникло понятие массовой песни. Её создание стало основной целью и задачей молодых талантов. Песни коллектива – энергичные, волевые, посвящены борьбе и труду. Источником вдохновения служили гимны и песни революционного времени и гражданской войны. Новые произведения молодых композиторов звучали на концертах, праздниках, во время демонстраций. Это «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», «Песня о героях» и многие другие.

 

Лидер и вдохновитель группы – Александр Давиденко. Чаще всего он обращался к жанру походной песни («Конная Будённого», «Нас побить, побить хотели», «Винтовочка»). Композиторы стремились искоренить мещанство из массовой песни, поэтому лирическое начало в их произведениях уступает конструктивному. Исследователи отмечают скудость мелодики. Творчество коллектива уравновешивалось появлением сентиментальных романсов. Примерами могут служить «Песня о кирпичном заводе» и «Шахта № 3», ставшие очень популярными.

 

Таким образом, несмотря на догматические установки, существенно ограничивавшие развитие музыкальной культуры, песенное искусство пополнилось достойными образцами.

 

 

 

Похожие статьи:

Сам военный период относительно невелик по протяжённости, но очень богат событиями. Эмоции, сопровождавшие эти события, нашли свое отображение в военной песне, ставшей духовной поддержкой в сложное время. Песенное творчество отразило воспоминания о мирной жизни, готовность защищать Родину до последнего дыхания, веру в победу советского народа. В песнях этих лет звучала суровая жизнь на фронте и в тылу, мечты и чаяния людей.      ...
Массовая песня, зародившаяся в 20-е годы, получила стимул к развитию в 30-е, поскольку отображала культурные запросы трудящихся. Композиторы внимательно прислушивались к музыкальному быту, переосмысливали творчество предыдущих лет и создавали яркие новые сочинения. Именно в это время появляются заметные произведения композиторов-классиков — Покрассов, М. Блантера, В. Захарова, И. Дунаевского. Популяризовались тексты М. Светлова, В. Гусева, М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача. ...
После окончания войны в песенное творчество вернулись темы, характерные для 30-х годов – тематики созидательного мирного труда, защиты от военной угрозы, воспоминания о сложностях войны нашли свое отражение в песне. ...
Песня вдохновляет, пробуждает историческую память и просто улучшает настроение. Она была и остается наиболее гибким видом музыкального искусства. Именно песня первой фиксирует эмоциональный отклик людей на события. Пылкие слова в сочетании с музыкой рождают многогранные образы, передают чувства и зачастую становятся решающим фактором в формировании общественного мнения о том или ином событии. Какие песни пели в советские времена? О чем вспоминали и мечтали?  ...
Бурные 1918-1920 годы – это период братоубийственной гражданской войны. Настроения людей, воодушевленных новыми идеями, нашли свое отражение в песнетворчестве. С этим неспокойным периодом и связывают начало развития советской песни. Дооктябрьские гимны получили широкое распространение и заметно повлияли на развитие культуры. «Вы жертвою пали», «Смело, товарищи, в ногу» и многие подобные произведения возникли из прошлого – революционных лет.   ...
Рейтинг: +1 Голосов: 1 4336 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Яндекс.Метрика